Город

 

  Мой город: Школьное сочинение
давно не школьницы

 

Буду рада, если оставите в 

гостевой книге

свои отзывы, или добавите свои ощущения...

О местах и людях Воронежа, что Вы знаете и любите.

 

 

 Меня никогда не просили написать такое сочинение, ни в школе, ни на журфаке за 5 лет обучения там. Но вдруг, читая форум, мне стало больно. И захотелось написать. Так, что не хватит сил не написать.

И стало больно, прочитав про голос, что якобы «зомбирует» нас на Памятнике Славы… Я же знаю этот голос. Этого человека, который читает текст. Знаю, с какой искренностью он произносит эти слова. Всем своим существом. Так же, как он отдается своему делу – дикторскому искусству.

Мне нравится то, что он говорит – всегда нравится. Говорит ли он про курс валюты, установленный центробанком на сегодня, или про великий День Победы. Из его уст это всегда звучит значительно. И мне нравится музыка, которую в последнее время я слышу на центральных улицах. С музыкой мне легче любить свой город и жить в нём.

И пролистав в голове то, что я считаю «Своим городом», - у меня вдруг в голове выстроился ряд людей, которые сделали его таким, как я вижу его сейчас. И – мне стало больно. Как становится больно, когда обижают моих близких друзей.

Меня не трогают фразы типа: город – дерьмо, власть – отстой, дороги – нечищены… Это пустые слова. Но когда говорят: голос из рубки нас зомбирует… Я готова встать рядом с этим голосом и говорить: зомбируйте их. Сделайте их такими, как Вы. Подчините их своей воле. И тогда наш город станет лучше.

Когда я на год уезжала в Москву, и думала, что уже не вернусь в Воронеж, я однажды остановилась у своего подъезда, глядя на ярко-синий прожектор автостоянки над лесом, прислонилась головой к стене и подумала: всё - я никогда не буду больше здесь стоять, в томительном нежелании расставаться с возлюбленным… Стоять и смотреть с ним туда. И молчать об одном. У меня тогда в Москве была работа, почти-что-муж и возвращение домой по праздникам.

И теперь, когда я никак не могу распрощаться у подъезда с возлюбленным, так сладко вспоминать те мысли…

Нет… Я любила Воронеж и до отъезда в Москву. И сейчас – при необходимости – покину его, и уеду, если судьба так решит… Ну я же не перестаю любить маму, даже когда уезжаю от неё… За что люблю? Маму – ни за что. Просто так. Потому что она – мама. А город – люблю за то, что он такой.

Для меня Воронеж – это моя школа. Музыкальный интернат, обнесенный бетонной стеной, со спальным и учебным корпусом и яблоневым садом между ними. Это свет в ночное окно в девичьей спальне. Это музыка с 8 утра до 9 вечера. Это Эмма Андреевна – сильная, волевая женщина с всегда уложенной прической. Которая любит шампанское, конфеты, цветы, и чтобы всё было правильно. Которая решает все вопросы и проблемы. Под крылом которой будущее – безоблачно.

Это Любовь Васильевна – героическая женщина, которая возила с собой в Питер, Крым, Москву, Вену – по 3 десятка детей на хоровые фестивали и просто на отдых. Которая плакала от того, что не получалось добиться нужного звучания голосов, и произносила такие вдохновительные речи перед концертом, что страшно вспомнить – откуда в ней столько воли и духа!

Это Татьяна Николаевна – первая учительница – мама для всех. Просто и по-доброму относящаяся к каждому ребенку. Которая каждого жалеет. Дает послабления. И не старается сделать их умнее. Воспитать и навязать свою волю.

Это молодой физрук, принимающий в своем подвальном спортзале молодых девчонок… Это Галина Алексеевна, которая часами работала с нами перед концертами, это слёзы на последнем звонке, это дискотеки с кадетами… И много-много ещё тех, кто остается. И оставляет интернат таким же, каким он был 20 лет назад. И город.

Для меня Воронеж – это радио. Вячесла Омелькин – ловелас и дамский угодник, всем своим существом отдавшийся своему дикторскому делу, воспитавший десятки хороших журналистов для Воронежа, Москвы и зарубежья. Каждый День Победы – с его голосом. Каждое утро – его голос из радио на кухне. И как не любить Воронеж после того, как он сам, человек с легендарным голосом, сидел на моей кухне, пил чай с моими бутербродами и говорил со мной. Не со всем городом, а со мной!

И, каждый раз, встречаясь на улице, рядом с телецентром, он садится со мной на лавочку и расспрашивает о моей жизни, помня каждое событие из неё.

Для меня Воронеж – это улица Карла Маркса. Фонтан за Юбилейным, тихий и безлюдный, за которым я прощалась с почти-что-мужем, плакала с подружками о потерянном друге, ждала любимого… И просто в тишине смотрела, как шумит вода, и в нем, под табличкой «купаться запрещено», купаются дети.

Дорога от телецентра до кондитерской с карамельным запахом, вкусным и приятным… Ровно до пересечения с Кольцовской. Дальше – слишком сильным… И в это время исчезающим.

Сквер от Кольцовской до Фридриха Энгельса. С мамочками и колясками, с часто встречающимися журналистами и фотографами, с домом-гармошкой на пересечении со Студенческой, с закутком перед недостроенным домом, где однажды утром пили Немирофф с городской булочкой… Дом на ножках, который скоро пойдет. Железная пара перед Институтом физкультуры, которая теперь валяется во дворе института… Этот сквер хорош всегда И в дождь и в светлую погоду, и осенью…

Когда я поступала в 58 школу, ходила по этому скверу и мечтала… Идти здесь с любимым и гулять. Потому что это лучшее место для прогулки с любимыми. Но, знаете… как-то не удавалось… Нет, гуляла, конечно. Много… Но по-другому. С хорошими друзьями, с влюбленными мужчинами, с учителями, и одна. А с любимым – не гуляла. Так получилось.

Площадка от Фридриха Энгельса до Пролетария, на которой поселились букинисты и художники. Можно провести здесь несколько часов, копаясь в книгах и разглядывая картины. И магазин «Нива», удивительно малолюдный, удивительно долго сохранявший своей первозданный вид. С замечательным музыкальным отделом и бижутерией, с кошельками и вкусными корейскими салатами…

«Утюжок» с неизменно хамскими продавщицами, неизменно большими очередями и столь же большим ассортиментом. Альтернатив ему в центре просто нет. Кроме, разве что «Феи» на Театральной – с подходящим и дешевым алкоголем, сыром, фруктами и креветками.

 «Рубин» - с милым скандалом федерального значения, с неизменными «кидалами» и вопросом: «Сдаете?», постоянно ремонтируемым драм. Театром и постоянно меняющимися магазинами в доме рядом с ним. Рюмочная – во дворе «Рубина» и туалет на 25 лет Октября.

Это каменный мост, на котором так хорошо встречаться с друзьями, которые идут из ВГУ, дома с 2-метровыми стенами в ширину, с деревянной лестницей и печью за стеной, и много-много других зданий на этой улице, которые здесь есть, и кажется, что они тут пробудут всегда.

И ВГУ. Площадка перед ним, и дом, в котором живут они. Люди нашего города.

 Воронеж – это театры. Кукольный – с садом на третьем этаже, который был таким большим… И вдруг за 10 лет так уменьшился, что невозможно поверить, что это тот же самый сад. С клеткой для птичек, на всех трех этажах, и неудобными местами, где за головами людей не видно сцены.

Старый драм. театр с костюмерной, которая мила просто потому, что доступна. Приходишь и выбираешь себе платье. Королевы, феи, находишь шляпку и сапожки. Суровая костюмерша, всегда знающая, что тебе надо, и, после нескольких десятков минут твоих бесплодных поисков, открывающая тебе занавеску лестницы, ведущей на второй этаж… Где самые-самые костюмы висят под самым потолком, практически не освещаемые светом. И ты на ощупь выбираешь себе то, что надо. В чем чувствуешь себя как надо.

Новый драм. Театр с приличной публикой, среди которой обязательно встречается одна-две дамы в вечерних платьях. И обязательно с кавалерами. Без кавалеров не бывает вечерних платьев. Театр с блеском и светом, с шиком и изяществом, с прекрасным видом на Воронежское море и Левый Берег. С красными стульями в буфете и мраморными ступенями…

Неизменный Потанин, - столь скромный и добродушный в личном общении, и столь блестящий на сцене. Так здорово встретить его с авоськами идущего по городу и здоровающегося с теми, кто его узнал. Молоденькие актрисы-выпускницы института искусств, с которыми вчера еще общались на практических занятиях по театральной критике, и которые сегодня блистают на лучшей сцене города. И удивительно чуткий Анатолий Иванов, который сумел заинтересовать своим искусством широкую публику, - премьерные спектакли собирают полные залы, и при этом не опуститься до пошлости в угоду массовому спросу. Наряду с  «Ненормальной» и «Канары – это в Испании, мама», мы с удовольствием смотрим «Вишневый сад», «Доходное место» и другие классические спектакли.

Оперный театр с маленькими окошками на третьем этаже, из которых Площадь Ленина неизменно жёлтая. Из которых видны только плакаты, зазывающие в театр. В котором так много места, и так мало людей, что становится странно: а почему? Оперный театр со служебного входа, с холодными гримерками (а в них – забытая пудра «театральная», вазелин и шляпа), круглыми столиками с разбросанным домино, реквизитами по всем коридорам, изящными балеронами и галантными певцами, которые любуются собой, музыкой и окружающим миром.

Как ловко ждали клоуны своего репетиционного часа на старинном диванчике в холле театра. Одна ножка в белых лосинах у него согнута под собой, другая закинута на спинку дивана, рука на коленке дамы, сидящей на позолоченном подлокотнике в длинном голубом платье с кружевами, и при этом прямая-прямая спина клоуна. Прямая от пелерины на шее, которая не дает опереться о спинку…

И везде – бочонки, кровати, детали дворцов, кухни… И костюмерная, где больше «золота», чем во всех остальных костюмерных наших театров. Где самые тяжелые и большие платья, и самые фальшивые драгоценности, которыми они расшиты. Удивительно…

И кинотеатры. Пролетарий – так и не доведенный до совершенства. С лестницей-катакомбами, в которых, когда свет отключают, даже мобильник не способен осветить дорогу… Блестящий «Спартак», в котором воплотилась и живёт (правда ведь живёт!) красота сильных людей, которые встречаются в «Дубль два», дарят друг другу милые подарки, решают деловые вопросы, которые уже и от личных не отличишь… Которые имеют свои красивые журналы, машины и магазины, любимые сорта кофе и десерты.

Где женщины – только красивые и ухоженные, а мужчины – яркие и успешные. Где музыка, интерьер и свет – под стать им. Сегодня там – свет нашего общества. Валера Мальцев. О котором говорят, что он в Воронеже имеет «имя» и «репутацию» (можно не вдаваться в подробности?), господин Носырев, - о знакомстве с которым обязательно упоминает каждый, с кем я хожу на деловые встречи в «Дубль два», красавец Влад Кирилов и недосягаемый Александр Нелюбов. Ну и, конечно «креативный бомонд» нашего города: Андрей Парфенов, Ориан Алиев,  Гизетдинов и его креативщик (простите, забыла фамилию).

Я люблю и это сообщество. Такое пафосное и блестящее. Но люблю и интеллектуалов, которые предпочитют «Дольче виту», что в Доме офицеров (ту, что на Кирова, почему-то любят люди попроще). Господин Меркулов, Леженин… Менее известные фамилии, правда? Да. Они меньше тусуются и больше думают. О своем бизнесе и способах его совершенствования. В кафе и рестораны они ходят кушать.

И, конечно, прекрасная сеть «Итальянских двориков», «Милавиц» и их кондитерских. Я пока не знаю их публики… Не успела понять. Но что точно знаю, что мне там хорошо. Оттренированный персонал, интерьер, сделанный с любовью (не с пафосом, не «со вкусом», как в других, а – с любовью) – это важно. Музыка, запахи, меню и атрибуты… Они задают свои декорации под красивые ситуации. Мне это нравится.

Нет, я не забыла про рестораны «Коллекция», «Виноград», «Пушкин», «Старый город» и клуб «Дискавери». Просто в этих местах у меня нет ощущения Воронежа. Там – какая-то Москва. Какое-то чужое. Нет, красивое, вкусное, дорогое, но очень-очень чужое…

И я не забыла про людей-моих-коллег – журналистов, художников и писателей, которые, как и я сейчас – показывают город. Не забыла студию Паукова, из которой столько людей, способных видеть красоту и показывать её. Не забыла Лайт-груп, которая показывает людей нашего города во всей их красе: на красивых страницах журнала. Не забыла воронежское телевидение, с молодыми сотрудниками, которые всё ещё искренне надеются, что им удается формировать облик города… С которого уже ушли лучшие кадры – кто в коммерцию, кто в Москву, а кто – за границу.

Не забыла художников, фотографов и шахматистов, стоящих на Проспекте. Они просто должны быть. И они там есть.

Воронеж – это Университеты. ВГУ – безусловный лидер с ещё оставшимися увлеченными профессорами и молодыми учеными, с подготовительным факультетов для братских народов, которые живут своей, очень непонятной жизнью. Когда приходишь в 6-ю общагу, они бегают по коридорам, что-то громко кричат на своем языке, и не спешат вторгаться в мою жизнь и впускать меня в свою.

ВГУ – это Кройчик, Инютин, Стернин, Княжева, Кашкин, Романов, Вьюнова, Эйтингон и Штроо – заброшенный в наш город, чтобы показать порядок… Простите, математиков, физиков, химиков и биологов не знаю – не пришлось.

Политех – спортивный и практичный, добрый и нетребовательный. Где-то там за городом, проводящий свою жизнь.

СХИ и Аграрная академия – со столетней историей, сказочными дендрариями и совершенно загадочными корпусами.

Мед. и пед. – которые где-то рядом, одинаково нужные, далекие и непонятные. Господин Мягков, со старушкой-женой сидящий в нашем офисе, кандидат психологических наук, проводящий оценку профессиональных компетенций… Легенды про анатомичку в меде, завтраки рядом с трупами, волосы ребят, пропахших формалином (я, правда, так и не поняла, как он пахнет), которые рассказывают и 40-50-летние выпускники, и сегодняшние студенты.

Воронеж – это кошки. Они здесь хозяева. И не только легендарный котенок с улицы Лизюкова, о котором всегда спрашивают все приезжие в наш город. При любой столовой – непременная любимица, или рыжий обжора. В частном секторе – кошачьи поселения. Три, пять, семь, десять кошек сидят и молчат, глядя на тебя. Птичий рынок, где котят раскупают с удовольствием. Я недавно пятерых сынов своей дворово-полосатой кошки продала на 320 рублей. Кого по 50, кого за 100, а  одного – самого тщедушного сердобольная старушка купила за 20 рублей.

И собаки. Но собаки – меньше. Особым уважением пользуются «остановочные» экземпляры. Которые поселяются вблизи транспорта и просят помощи. А людям – удобно. Наши люди любят помогать только когда им удобно. Идут на работу – и захватывают с собой костей, очисток от сосисок или остатков пельменей и холодца. Дают собаке милостыню и радуются, потому что становятся лучше – добрее.

Ведь у нас мало нищих в городе. Те, что есть – возле церквей, да редкие музыканты в переходах и на Проспекте – просто востребованные обществом люди, готовые дать возможность жителям города стать лучше – добрее. Они у нас гордые – эти нищие. Они знают, зачем они нужны. И свято исполняют свое предназначение – давать людям возможность стать лучше – добрее.

Воронеж – это Проспект Революции. Постоянно меняющийся и обновляющийся. Вы видели его ночью? В непраздничный день? Он – светится. Желтым. Желтыми фарами машин. Желтыми огнями из окон, в которых всё ещё живут люди. На главной улице города живут люди! Не меняется на Проспекте только красный Корпус ВГУ со скамейками под виноградным навесом и хмурым Платоновым, шагающим прочь от военной кафедры, зональной библиотеки и философско-психологического факультета.

Воронеж – это парки и скверы: «Орленок» – для гулящей молодежи, «Танаис», - для бритых парней, держащихся «непобедимой толпой», «Алые паруса», - с психоделическими картинками: огромная голова, меч, растущий из земли (не из камня, заметьте! Из земли!), избушка с соответствующим запахом, заброшенные аллеи и аттракционы, предназначение которых уже трудно угадать, разрушенное покрытие дорожек и его неисчезающая прелесть из-за всегда живой и цветущей воды.

«Динамо», - с «долиной нищих» на входе, которую разглядываешь и радуешься красоте, с лошадками на пригорках, с «Пионерской горкой», - излюбленным местом больших тусовок, с заброшенным летним кинотеатром и мостиками через непонятно откуда текущий ручей. С больше не смешной комнатой смеха и больше не страшной комнатой страха.

«Парк живых и мертвых» за Цирком. Посмотрите… Там редко когда гуляют люди. И редко когда летают птицы.

«Аллея контрацептивов» с фонарями соответствующей формы – перед новым драм. Театром, дорожка по Орджоникидзе вдоль теплотрассы, «аллея учителей», - с памятной доской учителям и удобными скамейками и дворик церкви со столом, чипсами и шейком…

Пустырь в Северном, и недостроенная башня за ним. Есть где разгуляться любителям леса, степи, урбанистических мотивов и комфортного отдыха. Можно выбрать любой.

Воронеж – это кладбища. Комминтерновское – культурное-пафосное и охраняемое в его начале. Культовое место «замагиченной» молодежи, и совершенно заброшенное в самом его конце, где через дырку в заборе – выход на Хользунова. Сразу к трем рюмочным. Юго-Западное – с могилами-склепами у входа и заброшенными бугорками ближе к середине. Которое простилается от Окружной дороги до поселка "1-е мая". Огромные поля с крестами между деревьями, которые можно увидеть из окна поезда, идущего в Киевском направлении.

И лесное – моё любимое. Маленькое и тихое. С дорогой до десятка домов, неизвестно как заброшенных между лесом, озером и кладбищем, с магазином «Кнопка», где всегда, как дома – телевизор, тепло, игрушки, посуда и почти домашние лица продавцов, охранников и кладовщиков.

И, конечно, Воронеж – это свалка. В Северном. Большая, более не действующая. Дорога на которую идет через асфальт, поросший травой, через молодой ельник, смешанный с колосками, которые выше ёлок и зайцами, перебегающими дорогу. И пласты человеческой жизни – ботинки и тряпьё – 30-40-летней давности, спрессованные, превратившиеся в единую массу, практически неотделимую друг от друга…

Воронеж – это водохранилище и пароход Москва-16 на нём, в которой и в десятый раз кататься хорошо. Потому что традиционно, неизменно и правильно. Неизвестно – зачем, Просто так надо. Водохранилище - это там, где нельзя купаться, но так хорошо гулять. Это там, где нельзя пить воду, но можно стоять на Адмиралтейской Площади и чувствовать, что время остановилось. Потому что там – круг. И в этом круге время теряет свою силу.

Это художественное училище, святой родник, и Петровская Набережная, с которой вечером видно дома и фонари. В домах светятся окна, и не верится, что тут, в родном городе, на горе стоят дома, с лицами и фонарями, что там живут люди… Нет же. В городе все люди живут в больших домах, или на ровных улицах в частном секторе. А там – извилистые улочки и яркий свет в домах. На горе.

Воронеж – это места встречи рассвета: крыша Чижовского Плацдарма, «край света», - индустриальная свалка за ДДЮ, где всегда есть бетонные плиты и пенопласт, на которых можно долго-долго сидеть и ждать рассвета, попивая чай с бутербродами из термоса, смотровая за драм. Театром, окна Технологической Академии и ЮВЖД…

Воронеж – это просто улицы, по которым можно ходить и ощущать город: Театральная и Алексеевского, Студенческая и Чайковского, Мира и Кирова, Манежная и Сакко-и-Ванцетти, Коммунаров, Каляева, Транспортная…

Разрушенная больница, Дом Дурова, Свято-Тихвинский монастырь, Синагога, библиотека искусств… Заметные точки, которые делают Воронеж Городом. Вот скажешь просто «ротонда», - и сразу всё понятно. Бетонные куски на арматуре, заросли, огромный круг и воронка от бомбы…

У любого воронежца эти маячки вызовут воспоминания, чувства, ощущения…

 И ещё Воронеж – это мосты.

Чернавский – ходуном ходящий под тяжелыми машинами, северный – самый длинный и туманный, ВОГРЕСС – самый пустынный и крайний, навесной мостик, ведущий к бассейну на Димитрова, железнодорожный, семилукский, каменный… Мы с другом как-то всю неделю ходили по разным мостам. Квест у нас такой был: обойти пешком 7 мостов. За неделю. Обошли. Прекрасно. Пили шампанское и веселились на каждом из них.

…Я не претендую на полноту изображения своего города. Я пишу о том, что знаю. Я люблю то, что знаю. Я стараюсь узнать больше. Открывать свой город по кусочку… Следить за изменениями и радоваться им.

7 февраля 2006 г.

 

 

Пишите мне письма по адресу: kaleidoskopy@narod.ru