«Дом
мечты» Анатолия Дурова
– в реальности и под стеклом
То,
что Вы видите на картинке – это не
скриншот новой пошаговой стратегии. Это
макет «Дома Мечты» Анатолия Дурова,
построенного им в Воронеже. Цирковой клоун-дрессировщик,
благодаря которому цирковые
представления стали искусством, а не
просто развлечением для простолюдинов.
О
зарождении мечты….
Мечта всегда зарождается в детстве,
когда ничего не мешает смотреть на мир и в
своем воображении достраивать то, что
кажется недостроенным. Мысль ребенка
свободно парит от земли к небу, не встречая
препятствия в виде запретов и ограничений…
И кажется: сейчас ты вырастешь, наберешься
сил и сделаешь всё-всё-всё.
В 15 лет маленький Анатолий сбежал из
дома воспитывавшего его крестного отца в
Тверь с цирковым антерпренером. Дело в том,
что крёстный строго запрещал ему
заниматься цирком, желая крестнику
военную карьеру. Но Анатолий вскоре
вернулся – он разочаровался в быте и
творчестве циркачей. Бедности и
непрофессионализме выступающих. Анатолий
вернулся в дом крёстного и начал создавать
свой цирк.
Начинал
он вместе со своим братом – известным ныне
как «дедушка Дуров», чей уголок сегодня
так любим детьми в Москве. Но затем между
братьями возникло соперничество,
переросшее во вражду, и Анатолий вместе с
женой Терезой, тремя детьми и второй женой
Еленой переехал в Воронеж, с которого в 1882
году началась его блистательная карьера.
В Воронеже он купил небольшой дом на
реке «Воронеж», в котором начал создавать
дом своей мечты.
О
воплощении мечты.
Воплотить
мечту во взрослом возрасте невероятно
сложно. Сначала ты отдаешь свое время и
силы на откуп социальным законам:
закончить образовательное учреждение,
которое хотят родители, приобрести право
самостоятельной жизни… Затем ты всё
больше и больше находишь рамок и
ограничений, в которых необходимо жить. И
только самый-самый сильный… Или не совсем
нормальный человек находит в себе силы не
замечать, или обходить эти рамки и
ограничения. Наверное, для этого свой «Дом
мечты» Анатолий Дуров снабдил всяческими
напоминаниями. «Человек с молоточком»
поджидал его на каждом углу.
И то, в чем больше всего он добился
успеха – в представлениях. Взять кусок
жизни и показать его. Любой кусок – будь то
часть исторической эпохи, или конкретный
недостаток человека, чиновничье свинство,
или условности в семейной жизни… Его
основной задачей было – удивлять,
поражать. Ведь только сильными
впечатлениями возможно выбить человека из
его душной квартиры со сварливой женой и
втянуть в жизнь… И в этом он добился
успеха.
«Бои
кур с петухами». «Тысяча кур и пятьсот
петухов будут драться на площади», -
гласила афиша. С собой же на гастроли Дуров
не брал ни одной птицы. Он приезжал в город,
закупал необходимое количество живности и
2-3 дня приучал к кормушкам. Потом в день
выступления надевал на них военную
амуницию, которую возил с собой в дорожном
сундуке, и просто менял кормушки местами.
Куры мчатся к своим кормушкам, петухи – к
своим. В центре они сталкиваются и
начинается бой.
«Железная дорога». Машинистом железной
дороги была обезьяна, которая сама,
нажимая на тумблеры, приводила в движение
состав, заполненный дамами-курами в
шляпках, свиньями, устраивающими давку
перед посадкой… Медведи-носильщики,
собака-начальник станции, стрелочник-пеликан,
а в роли зайца выступал заяц. Наверное,
весело было узнавать себя в этих чудных
созданиях…
«Мышинка» - тоже железная дорога,
которая до сих пор работает в Москве. Кот-машинист
катает мышей в вагоне. По одному из
сценариев мыши с севера едут на юг и
возвращаются совершенно загорелыми.
Просто в ходе аттракциона белых мышей
меняли на серых. А кот и этого не замечал.
Картины,
написанные собственно изобретенной
авторской техникой: маслом по стеклу. С
одной стороны фон, с другой – детали, плюс
лепнина создавали ощущение объемности и
восхищали зрителей. Кроме того, картины
выставлялись в средневековом замке,
каждая – в отдельной нише, на бархате, с
электрической подсветкой.
Комната смеха, хрустальный грот,
средневековый замок, домашний цирк,
египетская комната-перископ – и всё это на
территории его дома, где он строил это всё
между гастролями.
Наверное, цирк – это то, что позволяет
сохранить в человеке ребенка. Когда каждый
день видишь акробата, шагающего под
куполом цирка, свободно летающего над
зрителями, когда видишь диких зверей,
подчиняющихся воле человека, то
невозможное кажется возможным. И все
преграды к осуществлению мечты кажутся
просто отговорками. Кроме того, яркость
света, торжественность музыки и
ослепительный блеск костюмов заставляет
любить всё яркое и грандиозное. И жить
хочется также – ярко и грандиозно.
Об
умирании мечты.
Делал
ли всё это Дуров для того, чтобы оставить о
себе память потомкам? Не знаю. Думаю, что –
нет. Думаю, что он пробуждал к жизни тех,
кто жил с ним рядом. В одно время. Что он
хотел показать им: а вы всё сделали из того,
на что вы способны?
Потому что пришла война – и верхний
деревянный этаж дома сгорел. Потому что
заселившиеся после революции в
коммунальные квартиры, сделанные в этом
доме, люди соскаблили масло со стекол и
вставили их в окна. Потому что разрушен
хрустальный грот, потому что построено
водохранилище и вся нижняя часть усадьбы
осталась только в истории.
Просто пришло другое время и другие
люди, у которых был «человек
с молоточком» в виде административно-хозяйственного
плана, в форме радио-точки, сообщавшей о
достижениях, в виде отрядов и дружин, в
которых невозможно забыть о том, что надо
что-то делать. Люди делали. И удивляться им
было некогда…
Поэтому жизнь Дурова долгое время
продолжалась только в деятельности его
потомков – многие из них также пошли по
цирковой линии. Тереза Ганнибаловна
Дурова, у которой в Москве свой цирк,
Наталья Юрьевна Дурова – директор театра
зверей, Владимир Дуров, создавший при
цирке театр слонов…
О
возрождении мечты.
…А
потом вдруг приходит кто-то, кто мечтает о
том же. И говорит: ну смотрите, ведь он же
мог, почему мы не можем? И создает музей.
Выставляет вещи и книги, картины и
реквизит… Старается под стеклом
воссоздать то, что было. «И было это хорошо».
А сегодня там хороша коллекция клоунов
из личной коллекции директора
воронежского Цирка, хорош макет усадьбы,
старый сундук, поющий «арии сундука»,
чучело морского котика и афиши тех времен,
хороша влюбленная в музей Лидия Юрьевна (старший
научный сотрудник), и хорош тихий сад, в
котором можно посидеть, почитать и
помечтать…
О том, чтобы восхищать, удивлять,
поражать…
|