Интересные места

 

  Дом-музей им. Анатолия Дурова

 

Анатолий Дуров. Автопортрет.

Буду рада, если оставите в 

гостевой книге

свои отзывы, или добавите свои ощущения...

 

 

«Дом мечты» Анатолия Дурова 
– в реальности и под стеклом

 макет дома-музея им. Анатоля ДуроваТо, что Вы видите на картинке – это не скриншот новой пошаговой стратегии. Это макет «Дома Мечты» Анатолия Дурова, построенного им в Воронеже. Цирковой клоун-дрессировщик, благодаря которому цирковые представления стали искусством, а не просто развлечением для простолюдинов.

 

О зарождении мечты….

 Мечта всегда зарождается в детстве, когда ничего не мешает смотреть на мир и в своем воображении достраивать то, что кажется недостроенным. Мысль ребенка свободно парит от земли к небу, не встречая препятствия в виде запретов и ограничений… И кажется: сейчас ты вырастешь, наберешься сил и сделаешь всё-всё-всё.

 В 15 лет маленький Анатолий сбежал из дома воспитывавшего его крестного отца в Тверь с цирковым антерпренером. Дело в том, что крёстный строго запрещал ему заниматься цирком, желая крестнику военную карьеру. Но Анатолий вскоре вернулся – он разочаровался в быте и творчестве циркачей. Бедности и непрофессионализме выступающих. Анатолий вернулся в дом крёстного и начал создавать свой цирк.

Дом-музей им. Анатолия Дурова Начинал он вместе со своим братом – известным ныне как «дедушка Дуров», чей уголок сегодня так любим детьми в Москве. Но затем между братьями возникло соперничество, переросшее во вражду, и Анатолий вместе с женой Терезой, тремя детьми и второй женой Еленой переехал в Воронеж, с которого в 1882 году началась его блистательная карьера.

 В Воронеже он купил небольшой дом на реке «Воронеж», в котором начал создавать дом своей мечты.

 О воплощении мечты.

Кто людей веселит, за того весь свет стоитВоплотить мечту во взрослом возрасте невероятно сложно. Сначала ты отдаешь свое время и силы на откуп социальным законам: закончить образовательное учреждение, которое хотят родители, приобрести право самостоятельной жизни… Затем ты всё больше и больше находишь рамок и ограничений, в которых необходимо жить. И только самый-самый сильный… Или не совсем нормальный человек находит в себе силы не замечать, или обходить эти рамки и ограничения. Наверное, для этого свой «Дом мечты» Анатолий Дуров снабдил всяческими напоминаниями. «Человек с молоточком» поджидал его на каждом углу.

 И то, в чем больше всего он добился успеха – в представлениях. Взять кусок жизни и показать его. Любой кусок – будь то часть исторической эпохи, или конкретный недостаток человека, чиновничье свинство, или условности в семейной жизни… Его основной задачей было – удивлять, поражать. Ведь только сильными впечатлениями возможно выбить человека из его душной квартиры со сварливой женой и втянуть в жизнь… И в этом он добился успеха.

  «Бои кур с петухами». «Тысяча кур и пятьсот петухов будут драться на площади», - гласила афиша. С собой же на гастроли Дуров не брал ни одной птицы. Он приезжал в город, закупал необходимое количество живности и 2-3 дня приучал к кормушкам. Потом в день выступления надевал на них военную амуницию, которую возил с собой в дорожном сундуке, и просто менял кормушки местами. Куры мчатся к своим кормушкам, петухи – к своим. В центре они сталкиваются и начинается бой. Афиша Анатолия Дурова

 «Железная дорога». Машинистом железной дороги была обезьяна, которая сама, нажимая на тумблеры, приводила в движение состав, заполненный дамами-курами в шляпках, свиньями, устраивающими давку перед посадкой… Медведи-носильщики, собака-начальник станции, стрелочник-пеликан, а в роли зайца выступал заяц. Наверное, весело было узнавать себя в этих чудных созданиях…

 «Мышинка» - тоже железная дорога, которая до сих пор работает в Москве. Кот-машинист катает мышей в вагоне. По одному из сценариев мыши с севера едут на юг и возвращаются совершенно загорелыми. Просто в ходе аттракциона белых мышей меняли на серых. А кот и этого не замечал.

 Техника Анатолия Дурова: маслом по стеклуКартины, написанные собственно изобретенной авторской техникой: маслом по стеклу. С одной стороны фон, с другой – детали, плюс лепнина создавали ощущение объемности и восхищали зрителей. Кроме того, картины выставлялись в средневековом замке, каждая – в отдельной нише, на бархате, с электрической подсветкой.

 Комната смеха, хрустальный грот, средневековый замок, домашний цирк, египетская комната-перископ – и всё это на территории его дома, где он строил это всё между гастролями.

 Наверное, цирк – это то, что позволяет сохранить в человеке ребенка. Когда каждый день видишь акробата, шагающего под куполом цирка, свободно летающего над зрителями, когда видишь диких зверей, подчиняющихся воле человека, то невозможное кажется возможным. И все преграды к осуществлению мечты кажутся просто отговорками. Кроме того, яркость света, торжественность музыки и ослепительный блеск костюмов заставляет любить всё яркое и грандиозное. И жить хочется также – ярко и грандиозно.

 Об умирании мечты.

Делал ли всё это Дуров для того, чтобы оставить о себе память потомкам? Не знаю. Думаю, что – нет. Думаю, что он пробуждал к жизни тех, кто жил с ним рядом. В одно время. Что он хотел показать им: а вы всё сделали из того, на что вы способны?

 Потому что пришла война – и верхний деревянный этаж дома сгорел. Потому что заселившиеся после революции в коммунальные квартиры, сделанные в этом доме, люди соскаблили масло со стекол и вставили их в окна. Потому что разрушен хрустальный грот, потому что построено водохранилище и вся нижняя часть усадьбы осталась только в истории.

 Просто пришло другое время и другие люди, у которых был «человек  с молоточком» в виде административно-хозяйственного плана, в форме радио-точки, сообщавшей о достижениях, в виде отрядов и дружин, в которых невозможно забыть о том, что надо что-то делать. Люди делали. И удивляться им было некогда… Тереза Дурова

 Поэтому жизнь Дурова долгое время продолжалась только в деятельности его потомков – многие из них также пошли по цирковой линии. Тереза Ганнибаловна Дурова, у которой в Москве свой цирк, Наталья Юрьевна Дурова – директор театра зверей, Владимир Дуров, создавший при цирке театр слонов…

 О возрождении мечты.

…А потом вдруг приходит кто-то, кто мечтает о том же. И говорит: ну смотрите, ведь он же мог, почему мы не можем? И создает музей. Выставляет вещи и книги, картины и реквизит… Старается под стеклом воссоздать то, что было. «И было это хорошо».

 А сегодня там хороша коллекция клоунов из личной коллекции директора воронежского Цирка, хорош макет усадьбы, старый сундук, поющий «арии сундука», чучело морского котика и афиши тех времен, хороша влюбленная в музей Лидия Юрьевна (старший научный сотрудник), и хорош тихий сад, в котором можно посидеть, почитать и помечтать…

 О том, чтобы восхищать, удивлять, поражать…

 

Пишите мне письма по адресу: kaleidoskopy@narod.ru